Thursday, September 17, 2009

Ретро-рецензiя


"Мюнхаузенъ", реж. Йозефъ фонъ Баки, 1943

Этой фильмѣ не повезло – снятая въ третьемъ рейхѣ и призванная стать одной изъ его иконъ, она оказалась погребенной подъ его руинами на десятилѣтія. Къ счастью, негативъ пережилъ бомбежки и оккупацію, былъ отреставрированъ "Фондомъ Ф. Мурнау" и выпущенъ на DVD въ 2004 году.

Картина была задумана въ 1941 году д-ромъ Геббельсомъ какъ демонстрація наивысшихъ достиженій германскаго кинематографа, и должна была выйти къ 25-лѣтнему юбилею студіи UFA. Снимать рѣшили въ новой системѣ "Агфаколоръ", бюджетъ былъ неограниченнымъ.

Къ счастью, въ фильмѣ нѣтъ прямой пропаганды націоналъ-соціализма, это чисто развлекательная картина, но самыя ея техническое совершенство и постановочная пышность должны были стать вызовомъ Голливуду съ его "Техниколоромъ".

Написать сценарій по мотивамъ "Приключеній Мюнхаузена" неожиданно оказалось проблемой, такъ какъ лучшіе писатели и сценаристы къ тому времени уже покинули Германію. Создатели картины рѣшились на отчаянный шагъ и обратились къ опальному писателю Эриху Кестнеру, чьи книги были сожжены въ числѣ прочихъ, идеологически и расово непріемлемыхъ. Это, впрочемъ, не очень помогло. На мой взглядъ, сценарій – это слабое мѣсто "Мюнхаузена", онъ болѣе напоминаетъ связки между отдѣльными сценами-аттракціонами*. Онъ не то чтобы плохъ, но не вполнѣ соотвѣтствуетъ грандіозному изобразительному ряду картины, ради котораго ее и стоитъ смотрѣть. "Мюнхаузенъ" – одна изъ самыхъ визуально богатыхъ картинъ, которыя мнѣ довелось видѣть – бьющій черезъ край фонтанъ роскоши, фантазіи и кича. Даже старомодные спецэффекты выглядятъ забавно и трогательно.

Однако, и въ сценаріи есть безусловно интересныя находки: картина открывается сценой костюмированнаго бала, который воспринимается какъ балъ XVIII столѣтія, до тѣхъ поръ, пока въ кадрѣ вдругъ не появляется современный выключатель, героиня въ старинномъ платьѣ садится въ авто, и дѣйствіе переносится въ середину XX вѣка. Есть и еще одно, что меня очень тронуло, особенно въ современныхъ сценахъ и великолѣпномъ эпизодѣ "Путешествія на Луну" – ощущеніе затишья передъ грозой, момента неустойчиваго равновѣсія, когда всё вотъ-вотъ рухнетъ, и безполезно пытаться что-то удержать, можно лишь насладиться послѣдними ускользающими секундами. Не знаю, старались ли сценаристъ и режиссеръ добиться этого ощущенія, или оно было разлито въ воздухѣ тогдашней Германіи (картина была запущена въ 1941 г., но вышла черезъ пару мѣсяцевъ послѣ разгрома подъ Сталинградомъ) и просочилось въ картину помимо воли ея создателей…

Картина настолько красива, что было очень трудно отобрать для показа 8-10 кадровъ, какъ я это обычно дѣлаю, поэтому ихъ будетъ много.

Начало


Радушный хозяинъ разсказываетъ своимъ гостямъ, уже переодѣтымъ въ партикулярное, исторію своего знаменитаго предка, однако по ходу дѣла выясняется, что онъ и есть тотъ самый баронъ Мюнхаузенъ, получившій вѣчную молодость отъ графа Калiостро.

Преданья старины глубокой


Въ родномъ Брауншвайгѣ – Баронъ палитъ во взбѣсившееся платье – Чудодѣйственная мазь для ращенія усовъ

Въ Россіи


Съ графомъ Калiостро – На ярмаркѣ – Въ клѣткѣ везутъ Пугачева – Императрица Екатерина II, переодѣтая пейзанкою, ищетъ приключеній "на свои вторые 90"

Императрица


На тронѣ – Въ будуарѣ – Баронъ вкушаетъ наяриваетъ кавiаръ – Государственныя дѣла грубо обраваютъ интимную встрѣчу, и любовникъ прячется въ подполье, какъ чортикъ въ табакерку – Фаворитъ

Конечно же, русскіе изображены карикатурно-сатирически (такъ же, какъ потомъ турки), но не настолько плохо, какъ можно было бы ожидать отъ германской пропаганды на второмъ году войны не на животъ…

На войнѣ


Который изъ нихъ Суворовъ? – Мюнхаузенъ сидитъ на пушкѣ, а Потемкинъ поджигаетъ фитиль – Полетъ на ядрѣ – Салямъ алейкумъ!

Въ Турціи


Танецъ живота – Сѣкиръ-башка! – Баронъ и евнухъ, на коемъ надѣта полицайская бляха съ надписью "HAREM" – Баронъ (справа) и часы (слѣва) – Въ гаремѣ – Плѣнная принцесса-наложница

Въ Венеціи


Карнавалъ – Удача взаймы – Ночное побоище – Не подходи, брудеръ-предатель! – Послѣднее свиданье – Поскольку актеры плохо умѣли фехтовать, сцена дуэли рѣшена съ примѣненіемъ спецэффектовъ

Полетъ на Луну



Die Zeit ist Kaput!


Лунные жители – Годъ за день – вѣрный слуга состарился и обратился въ дымъ

Ende


Поскольку цвѣтная съемка требовала очень много свѣта, снимать часто приходилось на широко открытой діафрагмѣ. Гг. фото-маньяки, оцѣните боке карлъ-цейсовской оптики!


Какъ сказалъ во вступительномъ словѣ глава "Фонда Мурнау", при реставраціи и цвѣтокоррекцiи они пытались сохранить индивидуальность Агфаколора, который отличался отъ Техниколора съ его сильными и яркими цвѣтами болѣе деликатной и пастельной палитрой.

Всемъ эстетамъ, любителямъ старины и цѣнителямъ прекраснаго искренне рекомендую! Что ничуть не умаляетъ достоинствъ экранизацiй Терри Гильяма и Марка Захарова – у нихъ получились совсѣмъ другіе Мюнхаузены.
________________________________
*Возможно, впечатлѣніе усиливается тѣмъ, что я успѣвалъ прочесть едва ли больше половины субтитровъ, мелькавшихъ очень быстро и набранныхъ тонкимъ и неудобочитаемымъ шрифтомъ.

No comments:

Post a Comment