Thursday, September 17, 2009

"Cet obscur objet du désir (Этот смутный объект желания)", реж. Луис Бунюэль
Ты динамишь меня, я пацан не дебильный
И на ливерного лоха непохож.
Ты в натуре позвони на мобильный, на мобильный,
Чиста я не догоняю чо ты хош.

Этой картиной Луис Бунюэль завершил не только свой творческий путь, но и галерею замечательных женских портретов: "Виридиана", "Дневная красавица", "Тристана" (пока не видел) и "Смутный объект…". Последний показался мне несколько слабее первых двух. Сюжетом он напоминает "Скромное обаяние буржуазии", где главные герои, в силу стечения обстоятельств, никак не могли поужинать. Здесь они никак не могут потрахаться.

Богатый стареющий ловелас, которого играет великолепный Фернандо Рэй, поднаторевший у Бунюэля в ролях сексуально озабоченных аристократов, образец элегантности, один из последних актеров старой школы, способных носить костюм так, чтобы он не двигался отдельно от организма, встречает юную неопытную горничную (официантку, гардеробщицу и т.д. – она долго будет являться ему в неожиданных местах, меняя профессии и обличья), по привычке рассчитывает на легкую победу и легкий расслабляющий секс перед сном в обмен на несколько радужных бумажек, но… не тут-то было! Красотка ускользает, как будет ускользать еще и еще, в самый последний момент, когда кажется, что еще чуть-чуть и… И что характерно, испытанное средство не помогает: девушка охотно берет деньги во все возрастающих количествах, как и ее набожная маменька, которая на целый день уходит в церковь, чтобы замаливать грехи покойного папаши и оставить дочь наедине с пожилым сеньором (очередной бунюэлевский плевок в религию), но продолжает искусно "динамить" старика, постепенно превращаясь для него в предмет все поглощающего и все затмевающего желания…

Разумеется, никакой страстной любви, о которой писали некоторые критики, здесь и в помине нет, герои стоят друг друга: он, снедаемый похотью, теряет здравый смысл и чувство реальности, она, видя, что папик не на шутку запал, стремится подороже продать свою дырявую девственность. Апофеозом становится момент, когда, получив в счет аванса за будущие услады небольшой, но роскошный домик, красотка оставляет незадачливого кавалера за дверью, предоставляя ему возможность видеть сквозь ажурную решетку, как она занимается сексом с молоденьким любовником. Если бы эта сцена была чуть более откровенной, ее смело можно было бы ставить на какой-нибудь порносайт под рубрикой male humiliation. Впрочем, откровенные сцены там тоже есть.

…Да, и все это происходит на фоне всяческого терроризма: взрывающихся машин, автоматных перестрелок, захваченных самолетов, террористических групп с громкими названиями вроде "Армия Освобождения Имени Младенца Иисуса" (еще один плевок), но герои, увлеченные своей игрой в кошки-мышки всего этого просто не замечают, пока в конце эти две сюжетные линии грубо не пересекутся…

В общем, картина довольно однообразная и монотонная. Оригинальность ей придает лишь то обстоятельство, что главную героиню играют две разных актрисы, отчего объект желания становится еще более смутным и неуловимым: холодновато-стервозная Кароль Буке и более чувственная и доступная Анхела Молина (которая, кажется, еще чуть-чуть и вот-вот…). Поначалу они выражают две разных ипостаси героини, но ближе к концу окончательно перепутываются. Они несколько схожи общим видом, но отнюдь не близнецы. Виною этой нестандартной режиссерской находки стало банальное обстоятельство: одна из актрис ушла, отснявшись в половине сцен, и пересъемка грозила финансовой катастрофой. Пришлось искать другую, более или менее похожую. Талант меньшего калибра рисковал бы провалом, но Бунюэль вышел из положения с блеском, обыграв это обстоятельство наилучшим образом и, да простится мне вульгарное программистское сравнение, обратив баг в фичу :)

Не обошлось и без "фирменных" сюрреалистических приколов. Главный герой, одетый с безукоризненной элегантностью, всюду таскает с собой мешок из грубой мешковины: то ли материализацию метафоры "sacs de merde", как метко охарактеризовал женщин его слуга, то ли груз рваных и запятнанных кружев – своих прежних желаний и вожделений…

Не знаю, зачем я это написал. Если вы не фанат Бунюэля, я не уверен, стоит ли вам смотреть эту картину, а если фанат, то вы ее уже видели.

P.S. Учитывая тему фильма, имя главной героини – Кончита – для русского уха звучит с дополнительной, не предусмотренной авторами иронией :)

No comments:

Post a Comment