Thursday, September 17, 2009

Коротко о говнофильмах

Cloverfield (в рус. пер. "Криведко" "Монстро"), реж. Мэтт Ривз

В комментариях к этому фильму на IMDB один восторженный зритель написал: "Это будущее кинематографа!" Если этот прогноз сбудется (боюсь, шансы есть), то в гробу я видал такое будущее.

Это коротенькая (к счастью!) минут на 75 стилизация под съемку любительской* камерой некоторых событий в г. Нью-Йорке. Первые 20 минут представляют собой нуднейшую экспозицию – запись вечеринки молодых нью-йоркских яппи, на которой нас знакомят с главными героями. Как и в большинстве подобных фильмов, герои не вызывают никаких зрительских симпатий, и идея о съедении оных героев монстром выглядит вполне уместной. Далее следует action, густо напичканный цитатами из других подобных фильмов, ради которого, собственно все снималось, а в конце все умерли. Никакого пролога, эпилога, психологии, тенденции и каких-либо (даже притянутых зА уши) объяснений. Бледно-зеленые зрители, пошатываясь, расходятся по домам.

Я, конечно, понимаю – стилизация под любительскую съемку, которая, если бы велась в подобных условиях, выглядела бы так же, а может еще хуже, но помилуйте – где же ваша условность кино? Зачем доводить эту стилизацию до абсурда? Для достоверности можно было потрясти камерой в самые ударные моменты, показать перекошенные кадры, снятые с разных извращенных ракурсов, но час с лишним непрерывной трясучки – зачем?! Я далек от мысли, что это снимали непрофессионалы, или люди, страдающие трясением всех членов. Некоторые моменты сняты просто мастерски, но ребята явно перестарались. Думаю, уборщицы в кинотеатрах были очень недовольны, убирая заблеванные залы. Я это смотрел на компьютере и даже не на полный экран.

И что же, совсем никуда не годится? Нет, в этой навозной куче есть несколько жемчужин. Сюжет бездарен, вопиюще нелогичен и неправдоподобен даже в рамках жанра "Монстро в большом городе", но несколько батальных сцен просто шедевральны, я их пересмотрел несколько раз: первая сцена на улице после падения головы Статуи Свободы; солдаты, атакующие Монстро, и главные герои, чудом успевающие скрыться в метро; паукообразные твари в туннеле – все это сделано с потрясающим эффектом присутствия, и грубое цифровое изображение, и трясущаяся камера там вполне уместны. Правда, в один момент мелькнула мысль: "11 сентября спецэффекты были круче". То, что Монстро долго не показывали целиком, а лишь мельком и отдельными фрагментами – это хорошо придумано, но его крупный план в финале разочаровывает. Однако порадовала находка в конце – камера лежит в траве рядом с откушенной головой оператора, и автофокус дергается туда-сюда, наводясь то на траву, то на голову…

Словом, можно бросить взгляд, но денег лучше не тратить.

__________________________
* Эта "любительская" камера имеет вечные радиоизотопные батареи и корпус из сверхпрочного титания, выдерживающий падение с любой высоты и тяжесть рухнувшего каменного моста, а также способный уберечь запись от электромагнитного импульса недалекого ядерного взрыва.


28 Days Later ("28 дней спустя"), реж. Дэнни Бойл

Еще один "шедевр" о зомбях. Справедливости ради, снятый еще до того, как "Shaun of the Dead" закрыл тему, если б после, то это было бы просто неприлично. Впрочем, оно и так выглядит неприлично – это еще одно упражнение в цифровой видеографии. У аффтаров была отмазка: чтобы показать пустой центр Лондона, улицы перекрывались на короткое время, которого не хватало для съемки на пленку. Вдобавок грубое качество картинки должно было способствовать нагнетанию удручающей атмосферы. К счастью, использовались штативы, но картинка выглядит как старое доброе VHS не первой копии – не хватает только гундосого перевода. Возникает недоуменный вопрос: какого черта это выпустили на Bluray? При таком качестве картинки его и следовало выпустить только на кассетах. А при таких идейно-художественных качествах, пожалуй, ни на чем выпускать не стоило…

No comments:

Post a Comment