Thursday, September 17, 2009

Два долгожданных фильма на троечку с плюсом каждый

"Slumdog Millionaire (Миллионер из трущоб)", реж. Дэнни Бойл

Я не смотрел индийских фильмов уже… дай Б-г памяти… два пишем, семь на ум пошлО… страшно сказать – уже 28 лет!

Однако, полагая, что за это время в индийском кино мог случиться некоторый прогресс, и памятуя о том, что это кагбэ не совсем индийский фильм (производство USA/UK и английский режиссер), решил попробовать. Всеобщая шумиха, восторги и призы тоже подогрели интерес, но и одновременно настроили на скептический лад. (Я в душЕ реакционер, и чрезмерные восторги всегда вызывают у меня предубеждение к предмету восторгов.)

Фильм, однако же, оказался вполне традиционно-индийским – сказочный сюжет, хэппи-энд и ритуальные песни и пляски в финале. Болливудская мелодрама – это отдельный жанр, и я не вижу ничего предосудительного в том, что европейский режиссер решил в нем поупражняться, нереальный сюжет – тоже не проблема. Сама идея о том, как необразованный паренек-сирота из трущоб, чай-валла (подавальщик чая) в колл-центре, выигрывает в "Кто хочет стать миллионером" потому, что его "жизнь научила" ответам, звучала многообещающе. Вопрос в том, насколько ее удалось реализовать.

Удалось, на мой взгляд, не очень. Я долго не мог "втянуться" в этот фильм, смотрел с перерывами, и лишь на втором часу прорезался кое-какой интерес. Виной тому довольно посредственная актерская игра, прежде всего исполнителя главной роли Дева Патела. Он слишком неэмоционален и не выражает ни напряжения игры, ни потрясения от удивительных совпадений, ни особого дискомфорта, когда его избивают и пытают в полиции. Остальные взрослые персонажи тоже не очень, за исключением, разве, мерзавца-ведущего. По-моему, дети и то играли лучше.

Режиссура довольно нервная и неровная, сюжет движется рывками, перемежаясь флэшбэками, клиповый монтаж еще более усиливает впечатление. Кое-кто выражал недовольство "линейностью" сюжета – тем, что вопросы в игре идут в том же хронологическом порядке, что и события в жизни героя, позволившие ему узнать ответы. По-моему, если бы сюжет был еще и нелинейным, то при таком стиле изложения он превратился бы в месиво, в коем чорт сломил бы ногу.

Что подогревает интерес к фильму, так это визуальная часть. Индия – очень "фактурная" страна, на нее интересно смотреть, а чужими глазами – может, даже интереснее. Яркие цвета, красоты природы и архитектуры в шокирующем контрасте с грязями и говнами – всего этого в картине предостаточно. Операторская работа, впрочем, тоже неровная – отлично снятые эпизоды перемежаются с неряшливыми и посредственными. (Педантичный izhkul отметил постоянно заваленный горизонт, но я не буду акцентировать на этом внимание, ибо сам не без греха.)

Впрочем, не буду слишком строг: картину вполне можно смотреть, а вечнозеленая история про иванушку дурачка, который в одночасье становится мильонэром, не устареет никогда :) Только к чему все эти восторги – непонятно...

P.S. Эпизоды вокруг Тадж Махала сняты на Canon 5D Mark II, чтобы избежать сложностей с разрешением на киносъемку. Остальное, вероятно, тоже снято на цифру, судя по грязноватой картинке.


"Vicky Christina Barcelona", реж. Вуди Аллен

Странный какой-то Вуди Аллен. В этой картине он не только не играл, но, похоже, и не ночевал. Если бы не титры, набранные его фирменным шрифтом на черном фоне, и привкус легкой иронии во всем, я не заподозрил бы, что он имеет к фильму какое-то отношение. Возможно, что по своей умственной лености, я упустил какие-нибудь аллегории, аллюзии, реминисценции и ассоциации. Ежели так, надеюсь, что более продвинутые товарищи меня просветят.

Две молодых американки приезжают на лето погостить у друзей в Барселоне. Вики хочет "нагулять немного невинности перед свадьбой" и написать диплом о каталонской культуре, Кристина, напротив – "ищет приключений на свои вторые 90". Или скорее 95. Приключения не заставляют себя ждать и являются в образе модного гишпанского художника (Хавьер Бардем) – преувеличенного брюнета с творческой небритостью, который подваливает к нашим героиням в ресторане с недвусмысленным предложением: "дэвушки, паехали на самалете туда-суда катацца!" (Судя по его мазне, которую показывают далее, путь в искусство он себе проложил отнюдь не кистью.) На протяжении всего фильма девушки с ним попеременно путаются. Приятный оживляж вносит бывшая жена – также художница и истеричка, убедительно сыгранная Пенелопой Крус.

Нынешняя муза Вуди Аллена Скарлет Й. (которую соплеменницы Аллена дружно ненавидят за арийский фенотип), как известно, актерскими талантами не блещет. Однако она умеет неплохо подыгрывать и в присутствии сильного партнера, так сказать, светится отраженным светом, как было в ее ранних картинах вроде Lost in Translation и Ghost World. Здесь ей отражать особо нечего, и сама она не настолько горяча, как в предыдущем фильме Аллена Match Point, однако посмотреть на нее, как всегда, приятно. Как и на все остальное. Картина смотрится легко и непринужденно, виды Барселоны и интерьеры красивы, теплая желтоватая гамма приятно греет промозглым июньским вечером в Торонто. Просмотр рекомендую сопроводить бутылочкой красного.

No comments:

Post a Comment