Thursday, September 17, 2009

Обзор мультиков

Заметил, что давно уже не смотрел никаких мультфильмов, и решил восполнить этот пробел, хотя бы в части наиболее заметных и обласканных критиками. Вот краткий отчет, о просмотренном за истекший период:

"Coraline (Коралина в стране кошмаров*)" реж. Генри Селик

– I almost fell down a well yesterday, Mom.
– U-huh.
– I could have died.
– That's nice.
. . .
We give our thanks and ask to bless… our Mother's golden chicken breast!

Такого удовольствия от мультфильма я не получал уже давно, пожалуй, последний раз это были "Triplettes de Belleville". "Коралайн" заворожила меня с первых кадров, когда чьи-то страшноватые руки, состоящие из сочлененных игл, перешивают тряпичную куклу на старинной, затянутой паутиной, швейной машинке и, раскрыв окно, отпускают куклу в свободное плавание в черный космос…

…10-летняя девочка с необычным именем Коралайн переезжает с родителями в обветшалый старинный особняк, в котором хозяева понаделали квартир. Родители-трудоголики целыми днями стучат по клавишам, не обращая внимания на дочь; соседи – престарелые чудаки, бывшие цирковые артисты – ей не компания; в округе нет ничего интересного, кроме грязи; соседского мальчика, который пытается навязать ей свою дружбу, она презирает и остается предоставлена самой себе, пока однажды не обнаруживает лазейку в параллельный мир. В параллельном мире всё примерно так же, но Лучше: Другие Родители души не чают в Коралайн, готовят всяческие вкусности, играют с ней и предвосхищают все ее желания; в подвале – настоящий театр, а на чердаке – настоящий мышиный цирк, в которых Другие Соседи устраивают представления специально для нее; Другой Мальчик ведет себя подобострастно-учтиво и не говорит ни слова. Настораживает лишь пара мелочей: похоже, что в параллельном мире все время ночь, и у всех пуговицы вместо глаз. И если Коралайн пожелает остаться здесь навсегда, говорит Другая Мама, всего-то и нужно пришить ей пуговички вместо глазок, такой тоненькой и остренькой иголочкой, что она совсем-совсем ничего не почувствует…

Идея фильма не блещет оригинальностью: умей ценить то, что имеешь, противься соблазнам от лукавого, жизнь – это не вечный праздник с театром-варьете и мышиным цирком впридачу. Это одиночество, отчужденность, это люди, с которыми приходится мириться, жить бок о бок и пытаться найти в них что-то хорошее, это нудная кропотливая работа за малую денежку и, к тому же, всё это очень быстро заканчивается. А чтобы продлить, лучше кушать шпинат с мультивитаминами, чем жареную курочку с подливкой.

Однако дело не в идее, а в ее художественном воплощении, которое привело меня просто в восторг. Трудно поверить, что это не компьютерная графика, а старая добрая кукольная анимация. Картину я посмотрел уже неоднократно, и буду пересматривать еще, а ее причудливый кружевной саундтрек с переборами арфы, детскими голосами и таинственными звуками с удовольствием слушаю просто так. Искренне рекомендую детям и взрослым.

P.S. Как и полагается современному произведению, фильм густо замешан на феминизме: главные героиня и антигероиня – женщины, а мужчины – отец-подкаблучник (в параллельном мире просто марионетка) и мальчик для битья (в буквальном смысле) с символическим именем Whyborn, выражающем сомнение в целесообразности существования оного мальчика на белом свете**. (В параллельном мире бедняге Whybie пришлось и вовсе испытать на себе реализацию известной метафорической угрозы "рот зашью!") Так что, главным носителем мужского начала в обоих мирах выступает говорящий кот. А с кота известно какой спрос – он на то и кот, что гуляет сам по себе…
_________________________________
*Чтоб эти переводчики и прокатчики век жили в стране кошмаров! Впрочем, они и так в ней живут, и им там, похоже, нравится.

**Читал рецензию одной критикессы, что, дескать, Coraline снята с позиций мужского реваншизма, поскольку мальчик, который по ходу дела помогает героине спастись, якобы, абсолютно не нужен. Неужели девочка не могла бы все сделать сама, без мужской шовинистической помощи?!

Как снималась "Coraline": http://3dyuriki.com/2009/08/20/coraline-koralina-v-strane-koshmarov-process-sozdaniya-samye-udivitelnye-fakty/#more-588


"Corpse Bride (Невеста-труп)" реж. Тим Бёртон

…Живыхъ же увѣщевать къ смерти не стоитъ, они и сами, Богъ дастъ, помрутъ.

Как известно читателям сего уйутнаго дневничка, воображение у меня довольно мрачное: я люблю романтические прогулки по кладбищам, всяческое декадентство, и мысли о смерти у меня противоестественным образом сочетаются с превосходным аппетитом в любое время суток. Чего греха таить, в юности я сматривал фильмы о мертвецах и хаживал на rotten.com, поэтому Corpse Bride, по идее, должна была мне понравиться. Однако, вот вам еще одно доказательство, что "должно" и "нравиться" – вещи несовместные. Фильма повергла меня в уныние и меланхолию, гораздо более глубокие, чем те, в которых я по натуре своей постоянно пребываю. Очень уж удручающе показаны безрадостно серый мир живых и ядовито-зелено-фиолетовый, натужно веселый загробный мир – не хочется быть ни там, ни тут.

Конечно, авторы постарались сделать свою подгнившую героиню максимально привлекательной, но воображение у меня довольно конкретное: стоит представить, как от этой невесты ВОНЯЕТ, и весь романтизьм снимает как рукой…

Влдмр Сркн в рассказе "Санькина любовь" раскрыл тему гораздо глубже.


"Finding Nemo (В поисках Никого)" реж. Эндрю Стэнтон

– Дяденька, с чем у вас пирожки?
– Мальчик, ты щто, билят, не русский?! Написано: пирожок бэз никто!

"Finding Nemo" – воплощение того, что я больше всего ненавижу в американской анимации: много мелких, шумных, суетливых персонажей носятся туда-сюда, орут, визжат и весь этот гвалт и "экшен" не прекращается ни на минуту. Зритель (тем паче ребенок) не успевает не только задуматься над увиденным, но и толком понять, что происходит на экране. Не удивительно, что у детей, которых целыми днями пичкают подобными мультиками, потом диагностируют ADHD и пичкают уже таблетками.

Анимация, конечно, очень крутая, но она не компенсирует плоскости и избитости сюжета, а все персонажи откровенно уродливы. Not pleasurable ugly, just ugly.


"The Incredibles (Суперсемейка)" реж. Брэд Бёрд

То, что я написал про "Немо", в большой степени относится и к "Суперсемейке", но последнюю скрашивают забавные социально-сатирические моменты и чуток ретрофутуризма (альтернативные 50-е годы). Не очень интересно, но посмотреть вполне можно.


"Monster House (Дом-монстр)" реж. Gil Kenan

– You ain't nothing! You're a shack! You're an outhouse!

Очаровательный детский ужасник, стилизованный под старые добрые 80-е годы (а-ля фильмы Джона Карпентера).

В одном маленьком городке, в мрачном старом доме жил злобный старикашка Неберкрякер (слепленный со Стива Бусеми), который очень не любил детей, всячески их пугал и отбирал игрушки, которые они имели неосторожность забросить на его участок. Даже у маленькой умственно отсталой девочки, которая с заборами здоровалась, отобрал трехколесный лисапедик. Конечно, если бы он сейчас так харрасил детей, которые имели неосторожность потреспасить его приватную проперть, то живо сменил бы свой монстр-хаус на казенный дом, но, напоминаю, дело происходит в сказочные 1980-е. Однажды старикашку хватил кондратий, и его увезли на машине без сирены, что, как известно, плохой знак. После этого дом зажил своей жизнью, стал вести себя разнузданно и глотать кого ни попадя. Поэтому два соседских мальчика – один нормальный, другой тупой, но смешной – и умненькая девочка-феминистка вступили с чудищем в неравную борьбу…

Весьма забавный мульт, который можно смотреть и детям и взрослым. Очень смешны бейбиситтерша-металлистка (Мэгги Джиленхал) с двумя бойфрендами по кличке Bones и Skull и совершенно уморительные копы: старый, опытный и ленивый белый и ретивый, но дурковатый негритенок-стажер…

Однако, самым маленьким смотреть не рекомендуется – фильм местами реально страшен, особенно к концу.


"WALL-E" реж. Эндрю Стэнтон

Довольно милый мультик, хотя и сильно переоцененный критиками. Машины в нем гораздо симпатичнее людей. Порадовали намеки на продукцию Apple (я все ж таки пользователь, хотя и не фанат). Однако, общее впечатление от фильма довольно безрадостное – пересыпание мусора из пустого в порожнее, люди, за 700 лет выродившиеся в огромных безмозглых слизняков и зачем-то вернувшиеся на загаженную их предками Землю, чтобы заниматься сельским хозяйством (?!) – в космосе им явно было лучше. К тому же, эти несколько тысяч обитателей ковчега – потомки земной элиты, а о том, что сталось с миллиардами прочих землян, авторы тактично умалчивают…


"Waltz with Bashir (Вальс с Баширом)" реж. Ари Фольман

Про этот фильм много писали в ЖЖ полгода назад, в основном бывшие и нынешние израильтяне. Критикуя фильм с идеологических позиций, никто из них почему-то не упомянул (или я этого упоминания не заметил), что фильм анимационный. Поэтому я был весьма удивлен, увидев скриншоты. Решил бросить взгляд, присев на краешек дивана, но уже первая сцена с псами, бегущими по улицам Тель-Авива, настолько впечатлила и увлекла, что не смог оторваться, пока не досмотрел до конца. Оригинальный прием – документальный мультфильм, нарисованный на основе реальной видеосъемки – оказался неожиданно эффективным (будь это обычный документальный фильм, я не осилил бы и 10 минут). Формат позволил авторам донести свою идею в максимально обобщенном и метафорическом виде, так что даже вмонтированные в финал документальные кадры мертвых палестинцев, хотя и бьют по нервам, но практически ничего не добавляют к эмоциональному заряду картины. Очень усиливает впечатление замечательная музыка Макса Рихтера.

По стилю исполнения к "Вальсу" ближе всего американский "A Scanner Darkly", но анимация в последнем намного качественнее и лучше проработана – сказывается разница в бюджете и профессионализме. Однако, "Scanner" меня абсолютно не затронул – ну да прикольно посмотреть на рисованных Ривза и Харрельсона, прикольные глюки и только – а "Вальс", не сматря на неровное качество, задел за живое.

Это не политический, а психологический фильм, исследующий поведение человека на войне и защитные механизмы памяти, помогающие ему не сойти с ума. Поэтому, чтобы его смотреть, не обязательно (хотя и желательно) знать подоплеку израильско-ливанской войны начала 1980-х годов.

FEATURED COMMENT:
"Коралина" - это прекрасная метафора эмиграции вообще. Человек сбегает от угрюмой равнодушной родины к "другой родине", в которой цветут чудесные цветы и на ужин подают с молитвой румяную индейку. А потом оказывается, что жить там можно только с пуговицами вместо глаз. – siberian-cat.livejournal.com

No comments:

Post a Comment