Friday, September 25, 2009

Чудовища вида ужасного


Снимать фильмы по реальным событиям – занятие неблагодарное. Да, судьба порою подкидывает такие идеи, на которые не сподобится ни один автор, но при этом она очень хреновый драматург в смысле завязки-кульминации-развязки, темпа-ритма и т.д. Куча второстепенных персонажей путается под ногами у главных, какие-то побочные сюжетные линии, которые никуда не ведут… Просто так перенести на бумагу и пленку не получится. Приходится беллетризировать до состояния "нэ так всё било, савсем нэ так" либо "прилизано, примазано и кастрировано". Чаще то и другое вместе.

Особенно неблагодарное дело – экранизировать преступления недавно минувших дней. Как ни меняй фамильи, то родственники жертв по судам затаскают, то непосредственные участники, даже сидящие на цугундере, но при этом почему-то не лишенные сутяжных прав свободного гражданина, добьются запрета на прокат картины…

Про "Карлу" я уже писал. Примерно та же участь постигда еще две картины по реальным событиям, о коих речь ниже.


"Monster" реж. Пэтти Дженкинс

I only hope I can portray [Aileen Wuornos'] life on screen with the proper dignity that feminist heroine deserves.

Серийные убийства на сексуальной почве – сугубая прерогатива мужчин, поэтому дело серийной убийцы-проститутки-лесбиянки Эйлин Вуорнос стоит особняком в истории мировой криминалистики. Подробнее об ее истории можно прочесть здесь: http://murders.ru/Florida_1.html и посмотреть здесь: http://www.youtube.com/watch?v=qqmRzbM0gyw Поэтому ограничусь кратким комментарием о фильме.

На главную роль почему-то пригласили самую красивую афроамериканскую актрису Шарлиз Терон, которая мужественно и самозабвенно набрала 13 килограммов и терпела ежедневные многочасовые процедуры в гримерной. В результате актриса стала абсолютно неузнаваемой – громоздкая неуклюжая фигура с походкой биндюжника, темная пятнистая кожа, жидкие сальные волосы и щербатые, как деревенский забор, зубы. Плюс к этому постоянная цигарка в этих самых зубах и шепелявая речь, пересыпанная шитами и факами. Образ получился настолько отталкивающим, что трудно себе представить мужика, который при свете дня и по трезвяку согласился бы заплатить ей каких-нибудь денег за сексуальные услуги. (Видимо, поэтому она выходила на работу ночью.) Тем более странно, что в ней нашла хорошенькая Кристина Риччи*, играющая ее любовницу. Словом, внешне получился реальный монстр. А в остальном?

Во первых, за кадром остались многие интересные и "киногеничные" моменты – бурная молодость, кратковременное замужество за престарелым миллионером (да-да, было и такое!) ее эскапады в суде… История начинается с ее знакомства с любовницей незадолго до первого убийства и заканчивается арестом. Во-вторых, и что гораздо хуже, эта история изложена очень тенденциозно и весьма далека от истины. Создатели фильма всячески постарались обелить свою героиню и представить ее невинной жертвою обстоятельств и мизогинистского американского общества. В частности, ее первое убийство показано как самозащита против попытки изнасилования, хотя в суде эта версия была полностью опровергнута, и доказано, что она убила своего клиента умышленно, не торопясь и как следует поиздевавшись над ним…

Единственная причина смотреть этот фильм – взглянуть на оскароносную Ш. Терон в монструозном виде, но не более того. В остальном я не вижу в нем никакой идейной и, тем паче, художественной ценности.
_________________________
*Ее реальная любовница Майра была еще страшнее самой Эйлин.


"Rohtenburg (Ротенбург: История любви)" реж. Мартин Вайс

Официант: ясно, а что вы будете пить?

* * *
The important things are not what makes us different from people like cannibal Oliver Hartwin, but what makes us the same.

Если бы до 2002 года кто-либо додумался написать подобный сценарий, скорее всего, он не был бы экранизирован вовсе, а если и был бы, то фильм высмеяли бы за абсолютное неправдоподобие и, чего доброго, обвинили бы в гомофобии. Однако, в 2001 г. произошло то, что произошло: гомосексуалист-программист Армин Майвес по обоюдному согласию убил и съел гомосексуалиста-дизайнера Бернда Брандеса. Предварительно убийца отрезал жертве член, зажарил его и разделил с ним трапезу. Подробнее об этой истории можно прочесть здесь: http://panachereport.com/channels/more%20short%20stories/InternetCrimes.htm и посмотреть здесь: http://www.youtube.com/watch?v=E92d6ChMDdE&feature=related

Этот фильм я когда-то долго искал, но его не было ни в прокате, ни в интернете. В Германии он был запрещен по иску Майвеса, как "порочащий его честное имя", не взирая на то, что авторы поменяли имена действующих лиц и переименовали славный город Rotenburg, жемчужину баварского средневековья, добавив в название лишнюю "h" (хотя сама собою напрашивалась вторая "t"). Однако, вскоре после того, как повторный суд заменил людоеду срок наказания с восьми лет на пожизненный, фильм был разрешен и вышел на DVD.

Эту историю можно было экранизировать как фильм ужасов (что и было сделано в фильме "Cannibal", который я не видел), но создатели "Ротенбурга" пошли по другому пути и сняли психологическую драму, сведя кровавые подробности к минимуму (любители сериала "Пила" могут не беспокоиться) и уделив большое внимание предыстории главных героев.

…В детстве мама застала Саймона за игрой в раздевание с другим мальчиком. Решив, что сын ступил на кривую дорожку однополого секса, неуравновешенная женщина покончила с собой. Комплекс вины за смерть матери терзал его всю оставшуюся жизнь. Не смотря на внешнее благополучие, успешную карьеру, и любовника, похожего на модель из журнала "Ежеквартальный джентльмен", Саймон все глубже погружался в бездну мазохистского отчаяния и лелеял лютую мечту, чтобы кто-нибудь откусил ему этот проклятый член! Желающих сделать это не нашлось даже среди берлинских проститутов…

…У Оливера тоже были проблемы с мамой, но несколько другого рода. После развода родителей, мальчик остался с властной и суровой матерью один на один в огромном старинном доме в сельской глуши. Его единственный друг был воображаемым, а сексуальность вылилась в форму каннибалисиских фантазий. Прожив с матерью почти 40 лет, даже послее ее смерти он так и не смог окончательно избавиться от ее присутствия.

Эти двое душевных калек так и продолжали бы страдать в одиночестве, кабы не всемогущий интернет, который свел их вместе, как мясо и соль, как инь и янь. Каким бы диким это не казалось, но "Ротенбург" – это, очень странным образом, все-таки история любви…

Оба актера в главных ролях мне понравились. С трудом представлял себе Томаса Кречмана в роли Оливера, однако 2,72банутый программист с каннибальскими наклонностями у него получился ничуть не менее убедительным, чем бравый морской волк или эсэсовец. К сожалению, в фильме есть еще одно действующее лицо, необходимость которого сомнительна – вымышленная американская студентка готического вида (Кери Рассел), которая пишет диплом об этом деле и выступает в роли рассказчицы. Понятно зачем – авторам нужна была более-менее известная голливудская актриса, дабы пропихнуть картину на американский рынок. Увы, она отнимает слишком много экранного времени, которое с гораздо большей пользой можно было бы употребить для раскрытия характеров главных героев.

Картина снята в приятных, мрачновато-депрессивных тонах, флэшбэки из детства главных героев стилизованы под любительскую киносъемку. К сожалению, дом, показанный в фильме, хотя и похож на дом Майвеса, но выглядит не настолько интересно, как в реальности: http://crynews.ru/person/546/gallery/45/1.html Эта фотогалерея еще раз подтверждает мое давнее убеждение, что бардак в жилище и бардак в голове очень тесно взаимосвязаны…

Словом, хотя я и не в восторге от "Ротенбурга", он понравился мне гораздо больше, чем "Монстр". Однако, рекомендовать его не стану. Смотреть или не смотреть такое – пусть каждый решает за себя.

No comments:

Post a Comment