Thursday, September 17, 2009

Ретро-рецензии

Эти две картины абсолютно разные. Их объединяет лишь то, что 1) я их посмотрел одну за другой, 2) обе вышли в начале 60-х, 3) черно-белая кинематография, 4) тема "карательной психиатрии".

"Strait Jacket (Смирительная рубашка)", реж. Уильям Касл
Lucy Harbin took an axe
Gave her husband forty whacks
When she saw what she had done
She gave his girlfriend forty-one

Знаменитый момент, где героиня Джоан Кроуфорд под леденящие душу завывания терменвокса рубит топором головы неверному мужу и его любовнице, цитируется в моей любимой комедии Serial Mom. Там же фильм аттестуется как "the 'Citizen Kane' of horror movies". Это и подвигло меня посмотреть "Смирительную рубашку". Не стану сравнивать несравнимое, но замечу, что "Гражданин Кейн" показался мне гораздо менее увлекательным.


Не думаю, что даже в 1963 г. эта картина была серьезной (чего стоит одна Columbia Pictures без головы!), сейчас же это чистой воды черная комедия, но с некоторой долей саспенса и не совсем ожиданной развязкой. Итак, домохозяйка Люси признана невменяемой и помещена в психбольницу. Ее малолетняя дочь, бывшая свидетельницей убийства, осталась на попечении родственников. Прошло 20 лет, дочка подросла, маму выпустили из психушки, и любящая семья воссоединилась на фамильной ферме.

Одержимая желанием вычеркнуть из памяти эти 20 лет и сделать все как раньше, дочь возит маму по модным магазинам и косметическим салонам, переодевает ее в облегающее платье, заставляет надеть парик, и благообразная пожилая женщина превращается в некое подобие себя 20-летней давности. То ли воздух свободы, то ли возвращение прежнего облика, то ли зрелище курей и прочей фермерской живности, подвергаемых рутинной декапитации, сыграли злую шутку, но Люси снова берется за старое и за топор…

Это фильм класса Б со всеми его атрибутами, но одно обстоятельство отличает его от ему подобных – в главной роли звезда класса А, играющая, однако, по всем канонам класса Б. К началу 60-х Джоан Кроуфорд понимала, что дни ее в большом кинематографе сочтены, и терять ей уже нечего. Поэтому в "Рубашке" она отрывается по полной и жжот просто аццки! Чего стоит одна только сцена, когда 58-летняя актриса пытается соблазнить молодого жениха дочери. Sounds weird, eh? Но посмотреть стоит.


"Lilith (Лилит)", реж. Роберт Россен

Актриса Джин Сиберг мне понравилась в "На последнем дыхании", и я решил посмотреть этот фильм – по общему мнению, ее лучшую роль. "Лучшая роль" – это, пожалуй, мягко сказано. Она была создана для этой роли, и не сыграла, а прожила ее вплоть до трагической развязки, последовавшей 15 лет спустя…

Действие происходит в санатории для душевнобольных – не в заведении тюремного типа, как в "Полете над гнездом кукушки" или "Фрэнсис", а в красивом и ухоженном доме с огромным парком, где даже решетки на окнах выглядят как декоративный элемент. Туда поступает на работу молодой ветеран корейской войны Винсент (Уоррен Битти), чья мать когда-то сошла с ума, и он решил посвятить свою жизнь уходу за душевнобольными. Он словно рыцарь, входит в заколдованное царство, чтобы вызволить прекрасную принцессу. Тема рыцарства находит свое отражение в сюжете, а впечатление сказочного, мечтательно-сонного царства создают великолепные черно-белые съемки. Картина словно соткана из солнечного света, теней, воздуха и воды. (К сожалению, пленку не отреставрировали как следует при переводе на DVD, что несколько портит впечатление.)


Уоррен Битти, которого, кроме "Лилит", я видел только в "Бонни и Клайд", оставил у меня впечатление не великого актера, скорее просто мальчика-красавчика, поэтому эволюция его персонажа выглядит не очень убедительно. К счастью, помимо Сиберг, в картине есть еще несколько хорошо сыгранных ролей. Отмечу нервически-суицидального молодого человека, безнадежного поклонника Лилит (Питер Фонда) и превосходный эпизод Джина Хэкмена.

* * *

И еще одно замечание. Не знаю, насколько это соответствовало реалиям 50-60-х, но с сегодняшней точки зрения, многое в этом фильме выглядит просто дико. Человек с улицы, не имеющий специального образования и подготовки, поступает на работу в дорогой и престижный санаторий, и ему сразу же доверяют надзор за весьма проблемными пациентами. На его сомнения и опасения врачи отвечают: не волнуйся, все о'кей, у тебя все получится! Больные фактически предоставлены сами себе и вольны предаваться суицидальным, порочным и опасным наклонностям. На вопиющее нарушение врачебной этики – связь между медбратом и пациенткой – смотрят сквозь пальцы до тех пор, пока оно не приводит к трагической развязке. Я не в теме, но мне не верится…

No comments:

Post a Comment