Смотреть почти трехчасовой фильм на китайском с английскими субтитрами – занятие сродни подвигу. Можно сказать, что я его с честью выдержал и не пожалел об этом. Это первый фильм известного и весьма разностороннего режиссера, который я видел. Первое знакомство вышло удачным, буду смотреть еще.
…Конец 30-х годов, война с Японией. Группа патриотически настроенных студентов ставит спектакли для поддержки морального духа китайских солдат, но искусство бессильно, и война проиграна. Молодым людям предоставляется возможность перейти от слов к делу и попытаться аннигилировать господина Йи – видного деятеля коллаборационистской прояпонской администрации, который чертовски хитер и осторожен, и выманить его из-под надежной охраны не представляется возможным. Вонг, самой красивой девушке в группе, поручают под видом жены богатого бизнесмена втереться к нему в доверие и соблазнить его. Для этого она должна расстаться с девственностью (увы, не с тем молодым человеком, который ей нравился, а с единственным в компании, имевшим сексуальный опат с проститутками). Ей придется напрячь все свои актерские таланты, ибо играть предстоит со смертью. Йи – не Станиславский, и простым "не верю!" в случае провала не отделаться.
Операция почти удается, но срывается в последний момент. Возможность повторить попытку представится только через 4 года. К этому времени Йи становится начальником тайной полиции, так сказать, шефом "шанхайского гестапо", а бывшие студенты уже не занимаются художественной самодеятельностью, а работают под прикрытием и руководством старших партийных товарищей.
На этот раз Вонг удается поселиться в доме коллаборациониста, подружиться с его женой и ее подругами, которые целыми днями напролет играют в маджонг и сплетничают. Недоверчивый хозяин поначалу просто заглядывается на симпатичную приживалку, но постепенно, исподволь между ними начинается роман, который становится столь бурным, что когда приходит срок выполнить задание, героине предстоит решить серьезную моральную дилемму…
В пересказе это напоминает "Черную книжку" Верховена, но картины, можно сказать, диаметрально противоположны: вместо лихо закрученного приключенческого сюжета – медленная (многие сочтут ее затянутой) психологическая драма; главная героиня – совсем не бой-девка, а тихая и застенчивая, хотя и в этом омуте водятся черти; "гестаповец" – далеко не такой симпатяга, как герой Себастьяна Коха, но и ему не чуждо нЕчто человеческое. Именно на этом антигерое, в основном, и держится фильм. Его играет Тони Люн Чивай, которого, помимо "Вожделения…", я видел только в претенциозно-невнятном "2046", где он не произвел на меня большого впечатления. Здесь же он играет великолепно, используя самый минимум изобразительных средств – выражение глаз и чуть-чуть мимики. Лишь в сексуальных сценах он раскрывается по-настоящему и играет, говоря без преувеличения, всем телом. На этом стоит остановиться особо. То ли по роду занятий, то ли по природной склонности, господин Йи предпочитает грубый секс, переходящий в жосткую йоблю. Первое свидание с ним на конспиративной квартире становится шоком не только для главной героини, но и для зрителей. Сексуальные сцены необычно (для непорнографического фильма) длинны и, уверен, придутся по вкусу далеко не всем. Однако, с моей точки зрения, они не просто являются "клубничкой" для привлечения зрителей, но несут самостоятельную смысловую нагрузку. Именно в этих сценах по-настоящему раскрываются характеры героев, и видна эволюция их взаимоотношений.
Молодая актриса Вэй Тань, для которой это был первый полнометражный фильм, справилась со своей сложной ролью на удивление хорошо. Однако, на ее карьере картина сказалась двойственным образом: с одной стороны сделала всемирно известной, с другой – настроила против нее китайские власти. Актрисе фактически объявили бойкот, запретив всякое упоминание о ней в официальной прессе и на телевидении (сама картина прошла в Китае в сильно урезанном виде). Надеюсь, что девушка не пропадет и сделает карьеру сообразно своему таланту.
Фильм снят красиво, в стиле нуар. Не могу сказать, насколько аутентично показан старый Шанхай, но чувствуется, что атмосфера и вещественный мир тех лет воссозданы бережно и с любовью. В некоторый сценах ощущается довольно-таки хичкоковский саспенс, но в целом, как я уже сказал, картина может показаться затянутой. В принципе, без ущерба для сюжета ее можно было бы урезать на час, но в этот час ушло бы то, что отличает произведение искусства от проходной поделки: мелькание костяшек и переплетения слов за маджонговым столом, романтическая поездка в трамвае в дождливую ночь, последние несколько минут героини на свободе, подсвеченные последними лучами заходящего солнца…

No comments:
Post a Comment