"Strait Jacket (Смирительная рубашка)", реж. Уильям Касл
Lucy Harbin took an axe
Gave her husband forty whacks
When she saw what she had done
She gave his girlfriend forty-one
Знаменитый момент, где героиня Джоан Кроуфорд под леденящие душу завывания терменвокса рубит топором головы неверному мужу и его любовнице, цитируется в моей любимой комедии Serial Mom. Там же фильм аттестуется как "the 'Citizen Kane' of horror movies". Это и подвигло меня посмотреть "Смирительную рубашку". Не стану сравнивать несравнимое, но замечу, что "Гражданин Кейн" показался мне гораздо менее увлекательным.

Не думаю, что даже в 1963 г. эта картина была серьезной (чего стоит одна Columbia Pictures без головы!), сейчас же это чистой воды черная комедия, но с некоторой долей саспенса и не совсем ожиданной развязкой. Итак, домохозяйка Люси признана невменяемой и помещена в психбольницу. Ее малолетняя дочь, бывшая свидетельницей убийства, осталась на попечении родственников. Прошло 20 лет, дочка подросла, маму выпустили из психушки, и любящая семья воссоединилась на фамильной ферме.
Одержимая желанием вычеркнуть из памяти эти 20 лет и сделать все как раньше, дочь возит маму по модным магазинам и косметическим салонам, переодевает ее в облегающее платье, заставляет надеть парик, и благообразная пожилая женщина превращается в некое подобие себя 20-летней давности. То ли воздух свободы, то ли возвращение прежнего облика, то ли зрелище курей и прочей фермерской живности, подвергаемых рутинной декапитации, сыграли злую шутку, но Люси снова берется за старое и за топор…
Это фильм класса Б со всеми его атрибутами, но одно обстоятельство отличает его от ему подобных – в главной роли звезда класса А, играющая, однако, по всем канонам класса Б. К началу 60-х Джоан Кроуфорд понимала, что дни ее в большом кинематографе сочтены, и терять ей уже нечего. Поэтому в "Рубашке" она отрывается по полной и жжот просто аццки! Чего стоит одна только сцена, когда 58-летняя актриса пытается соблазнить молодого жениха дочери. Sounds weird, eh? Но посмотреть стоит.
"Lilith (Лилит)", реж. Роберт Россен
Актриса Джин Сиберг мне понравилась в "На последнем дыхании", и я решил посмотреть этот фильм – по общему мнению, ее лучшую роль. "Лучшая роль" – это, пожалуй, мягко сказано. Она была создана для этой роли, и не сыграла, а прожила ее вплоть до трагической развязки, последовавшей 15 лет спустя…
Действие происходит в санатории для душевнобольных – не в заведении тюремного типа, как в "Полете над гнездом кукушки" или "Фрэнсис", а в красивом и ухоженном доме с огромным парком, где даже решетки на окнах выглядят как декоративный элемент. Туда поступает на работу молодой ветеран корейской войны Винсент (Уоррен Битти), чья мать когда-то сошла с ума, и он решил посвятить свою жизнь уходу за душевнобольными. Он словно рыцарь, входит в заколдованное царство, чтобы вызволить прекрасную принцессу. Тема рыцарства находит свое отражение в сюжете, а впечатление сказочного, мечтательно-сонного царства создают великолепные черно-белые съемки. Картина словно соткана из солнечного света, теней, воздуха и воды. (К сожалению, пленку не отреставрировали как следует при переводе на DVD, что несколько портит впечатление.)

Уоррен Битти, которого, кроме "Лилит", я видел только в "Бонни и Клайд", оставил у меня впечатление не великого актера, скорее просто мальчика-красавчика, поэтому эволюция его персонажа выглядит не очень убедительно. К счастью, помимо Сиберг, в картине есть еще несколько хорошо сыгранных ролей. Отмечу нервически-суицидального молодого человека, безнадежного поклонника Лилит (Питер Фонда) и превосходный эпизод Джина Хэкмена.
* * *
И еще одно замечание. Не знаю, насколько это соответствовало реалиям 50-60-х, но с сегодняшней точки зрения, многое в этом фильме выглядит просто дико. Человек с улицы, не имеющий специального образования и подготовки, поступает на работу в дорогой и престижный санаторий, и ему сразу же доверяют надзор за весьма проблемными пациентами. На его сомнения и опасения врачи отвечают: не волнуйся, все о'кей, у тебя все получится! Больные фактически предоставлены сами себе и вольны предаваться суицидальным, порочным и опасным наклонностям. На вопиющее нарушение врачебной этики – связь между медбратом и пациенткой – смотрят сквозь пальцы до тех пор, пока оно не приводит к трагической развязке. Я не в теме, но мне не верится…
No comments:
Post a Comment