Friday, January 29, 2010

Не очень краткий обзор

"The Orphan (Сиротка*)" реж. Jaume Collet-Serra

– There are certain things that grown-ups do that children aren't supposed to see…
– I know, mommy. In Russia it is called "ebatsya".
Любите ли вы фильмы ужасов про нехороших злых девочек, как люблю их я? Если да, то вы, несомненно, уже видели эту картину. Если же нет, я ее вам искренне рекомендую – это прямо-таки квинтессенция жанра!

Как сказал поэт "всё зло у нас от глупых форм избытка". Я не знаю, зачем этой семье понадобился третий ребенок, благо есть уже два, причем дочка проблемная – глухая с рождения и требует особого ухода. Да и у мамы с папой кое-какие скелеты в шкафу, с которыми не мешало бы разобраться для начала. Но, видимо, денег девать некуда, и мама дочке сестричку обещала, вот и усыновили на свою голову 9-летнюю сиротку из России с простым русским именем Эстер – мрачноватого вида брюнетку с траурными лентами на шее и запястьях, однако исключительно благовоспитанную и талантливую в музыке и изо.

Как только эта тихоня появляется в доме, и без того не очень прочная семья начинает трещать по швам. Эстер по принципу "разделяй и властвуй" запугивает младших детей и ловко манипулирует родителями, настраивая папу против мамы (насчет папочки у нее особые планы). А когда появляется тетка из детдома, желающая сообщить родителям кое-какие мрачные детали из прошлого нашей сиротки, тут начинается настоящий АдЪ…

Обычно в таких фильмах роль "нехорошей девочки" состоит в том, чтобы пугать главных героев, с визгом появляясь из темноты, или бубнить что-нибудь невнятно-угрожающее. Здесь же Эстер – полноправная главная героиня, которая является двигателем всего действия и держит зрителя в напряжении весь фильм. Хотя фильм содержит изрядную долю "пугающих" клише, главное в нем – это актерская игра. Если бы исполнительница главной роли была подобрана менее удачно, картина просто не состоялась бы.12-летняя Изабель Фурман справилась со своей не по годам трудной ролью просто на отлично. В нужные моменты она очаровательна, интеллигентна, лицемерна, жестока, соблазнительна и самым натуральным образом страшна, так что зрителю становится очень не по себе. Я ей бурно аплодирую и надеюсь, из нее вырастет настоящая большая актриса. Также очень хорошо сыграла очаровательная маленькая Ариана Индженир в роли глухой младшей сестренки. Впрочем, подробно расписывать не хочу, лучше смотрите сами!

…А вот финал, точнее самый финальный twist, меня несколько разочаровал и показался каким-то… трусливым, что ли, как будто авторы испугались, что зашли слишком далеко, и решили пойти на попятную. Как бы это сказать, не выдавая концовки? Короче, зритель испытывает разочарование сродни тому, которое, должно быть, испытывает гетеросексуальный мужчина, когда после бурного секса узнает, что его партнерша – транссексуал и бывший мужик. Как-то так. Российские зрители, из-за "дитятьмы" ожидавшие мистики, тоже остаются разочарованными. На мой взгляд, если бы главная героиня была просто злобным вундеркиндом, обладающим недюжинными способностями в живописи, музыке, манипуляции людьми, обращении с огнестрельным оружием и сексе, это было бы и страшнее и интереснее.

Тем не менее, Collet-Serra в моих глазах реабилитировал себя за невнятный "Дом восковых фигур", о котором как-нибудь черкну пару строк…

Генеральные спонсоры картины: "Apple Computers" и "Toyota Motors".
____________________
*Россиянские прокатчики опять вместо нормального названия придумали какую-то "дитятьму".


Медицинская готика

Flatliners (Коматозники*)"
реж. Джоэл Шумахер

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не лакало. Пятеро студентов-медиков из состоятельных семей решили войти в историю как первые люди, которым удалось заглянуть за грань жизни и смерти. Для этого они решили поочередно ввсести друг друга в клиническую смерть, вызвав остановку сердца, а потом реанимировать и сравнить результаты наблюдений. Свои преступные эксперименты они проводят по ночам в закрытом на ремонт крыле мединститута – темном готическом зале, где течет с потолка, и искрят неисправные распределительные щитки (как нетрудно догадаться, электричество погаснет в самый неподходящий момент). Вообще мединститут, в котором учатся герои – это весьма впечатляющее старинное здание с высокими сводчатыми потолками, фресками, статуями и горгульями. Не знаю, существует ли такой в действительности, но выглядит очень стильно.

Все эксперименты завершаются одним и тем же: появляются призраки прошлого – жертвы истинных и мнимых грехов, совершенных испытателями в прошлом, как правило, в детстве. Чтобы избавиться от них, героям приходится принести какое-то искупление…

С точки зрения идеи и сожета, кино не очень интересное, но атмосферное, причем атмосфера создается без применения изощренных спецэффектов, всего лишь умелой работой художников, операторов и осветителей. Разумеется, в 1990 г. эта картина смотрелась гораздо эффектнее, но и сейчас можно бросить взгляд, особенно желающим посмотреть на молодую Джулию Робертс и некоторых других актеров, чья популярность в те годы была поболее, чем сейчас...
____________________
*Забавно, но не совсем верно. Правильнее было бы "Клинические смертники".


Национал-социализм и зомбизм-вампиризм

Blood Creek (Кровавый Ручей)"
реж. Джоэл Шумахер

За свою недолгую, но яркую историю тысячелетний рейх задал корму писателям, кинематографистам и другим деятелям искусств на тысячу лет вперед. Прильнул к этому живительному источнику вдохновения и Джоэл Шумахер. Режиссер этот звезд с неба не хватает, но, как минимум, один раз за свою долгую карьеру ему удалось создать шедевр – драму "Falling Down" ("С меня хватит!").

Однако в случае "Кровавого ручья" исходный замысел уже не предвещал никаких шедевров: нацистский оккультизм + вампиры + зомби? Мысль, конечно, жиденькая, но смотря как снять… Исполнение тоже вышло так себе, на троечку с минусом.

Начали, впрочем, неплохо. Эстетичный черно-белый пролог в стиле нуар показывает, как в конце 30-х годов в американскую глубинку, на ферму, что содержат немецкие иммигранты, прибывает из Берлина профессор Гумберт Гумберт Рихард Вирт – специалист по древним рунам, элегантный и представительный мужчина в кожаном пальто. Дело в том, что в основание фермы заложен старинный рунический камень, оставленный викингами во времена оны. Лицевую сторону камня с вырезанной на ней свастикой и магическими заклинаниями, позволяющими оживлять мертвых, хозяева благоразумно выставили в погребе, подальше от завидущих глаз. Задача Вирта – мобилизовать эти магические силы на службу рейху.

Уединившись в погребе с хозяйской дочкой Лизхен, профессор показывает девочке, как с помощью заклинаний и капельки человеческой крови можно оживить на минутку умершую птичку… Пролог венчает истошный девичий визг, заставляющий зрителя заподозрить в профессоре намерения самые предосудительные, однако действительность оказывается еще мрачнее…

…Наши дни. Жили были два брата. Младший Эван (Генри Кавилл) служил парамедиком на "скорой помощи", старший Виктор (Доминик Пурселл) воевал в Ираке и остался жив, но вдруг пропал без вести в родных краях. Прошло несколько лет. Долго искал Эван Виктора, совсем было потерял надежду, как вдруг, однажды ночью старший пришел сам – худой, грязный и заросший. Скомандовал: "бери ружье и побольше патронов и пошли мочить гадов". С беспрекословностью зомби младший взял амуницию и пошел за старшим мочить гадов, не задаваясь вопросом ни о мотивах, ни о том, как согласуется таковое мочение с законодательством штата Мочасусец, и не придется ли братьям в итоге оказаться на цугундере?

Уже самый этот эпизод показывает, что перед нами в чистом виде фильм класса Б, от которого бессмысленно ожидать таких роскошеств, как индивидуальность персонажей, их мотивация, развитие характеров – того, что пусть в поверхностном виде, но присутствовало в тех же "Коматозниках". Здесь же персонажи по интеллектуальному уровню не превосходят ходячих мертвецов, с которыми им предстоит сражаться.

Уже в процессе мочения выясняется, что на ферме, которую братья берут штурмом, живет все та же немецкая семья, виденная нами в прологе, члены которой чудодейственно задержались во времени, не стареют и не умирают. Вирт тоже жив, но содержится в погребе, и не может ни выйти за пределы фермы, ни войти в дом – все вокруг исписано магическими рунами, которые не дают ему проходу. За годы заточения в погребе профессор сильно поглупел и ведет себя не умнее, чем техасская Кожаная Морда, только без бензопилы. При этом у него сохранились магические силы, и он живет в странном симбиозе с хозяевами фермы: они ловят заблудших прохожих, потихоньку вытягивают у них кровь и дают Вирту для мелких магических, обрядов, с помощью которых он не дает им стареть и умирать (а их полуторке 1929 г. выпуска ломаться, так что рачительным немецким фермерам можно не тратиться на покупку нового грузовика). Однако если дать ему сразу много человеческой крови, то профессор произведет Большой Магический Обряд, и у него откроется третий глаз, с помощью которого (а также, вероятно, шестого чувства и пятой колонны) он установит четвертый рейх! Поначалу несчастным фермерам приходилось кормить вампира собственной кровью, так что не от хорошей жизни стали они похищать заслуженных ветеранов и ни в чем не повинных прохожих, и потому являются не только преступниками, но в то же время и жертвами, и сами не чают, как избавиться от докучливого постояльца. Однако, когда братьям удалось-таки спровадить Вирта на тот свет довольно оригинальным способом, случилось непредвиденное: все чары рассеялись, не только ожившие мертвецы и лошади умерли обратно, но и наши фермеры мгновенно состарились и тоже умерли. Даже белокурая фройляйн Лиза тоже превратилась в дряхлую старушку, которая все же успела попрощаться перед смертью с Эваном, у которого к тому моменту уже прорезались к ней некоторые чуйства…

Вот такую пренеприятную историю рассказал нам герр Шумахер. В принципе, в фильмах ужасов и не такой бред снимали, и смотреть было интересно, так что если хорошо расписать и эффектно показать… увы, не вышло. Не смотря на отдельные эффектные и мрачно-эстетичные моменты, большая часть фильма состоит из бестолковой беготни героев из дома в амбар, из амбара в сарай, и попыток выжившего из ума вампмра-профессора их поймать. При этом он ведет себя столь же бестолково и неуклюже – видимо, постоянно путается в полах своего щегольского кожаного пальто…

No comments:

Post a Comment