Saturday, October 31, 2009

"The Cement Garden (Цементный сад)" реж. Эндрю Бёркин
I saw something shocking in the garden today. A flower.
* * *
Боюсь вот тоже еще, что душно и дух пойдет. Слышишь ты дух или нет?
* * *
Ув. покупатели, т.к. у нас кто-то сдох под киоском, просим потерпеть до полного разложения! Администрация
В детстве мама часто говорила мне: "когда меня не будет, ты грязью зарастешь!" Что делают дети, оставшись без мамы? Прежде всего прекращают ходить в школу и мыть посуду. Что происходит дальше? Писатель Иэн Мак-Юэн и режиссер Эндрю Бёркин сделали это предметом беспощадного исследования в фильме "Цементный сад".

Скажу сразу, меня не так-то просто шокировать или разжалобить, ходячие мертвецы и маньяки с бензопилой способны вызвать у меня разве что улыбку, но от этого фильма мне стало реально не по себе, и это ощущение не покидало меня в течение нескольких дней…

…Распад этой дисфункциональной семьи начинается еще при живых родителях. Семья живет в доме, представляющем из себя унылый серый куб из монолитного бетона, торчащий посреди постиндустриального пустыря, усыпанного обломками разрушенных зданий и битым кирпичом (теперь на этом месте Лондонский городской аэропорт). Строгий и авторитарный отец – фанатик бетона, порядка и орднунга. Слабая и виктимная мать. Старшие дети: мальчик похожий на девочку* (Эндрю Робертсон) и девочка, похожая на мальчика (Шарлотта Гинзбур(г)); младшие – девочка и мальчик, желающий стать девочкой, чтобы его не обижали в школе. Старший сын – неуч и онанист, прогуливающий школу, сидя в развалинах старого дома, куря и рукоблудствуя. Помимо автоэротического влечения к самому себе, его привлекает старшая сестра, с которой они играют в недетские игры. Мать запугивает сына страшными последствиями его пагубной привычки, дескать, каждый "сеанс" равносилен потере двух пинт крови**.

Отец, возмущенный тем, что трава во дворе растет как попало (и не замечая при этом, что его дети растут как сорная трава), затевает грандиозный проект – забетонировать те куски двора, где еще видна земля. 15 мешков цемента привезены и свалены в подвал. Пока отец месит раствор, старший сын отлынивает от работы и мастурбирует в подвале, глядя на свое отражение. Отец падает лицом в раствор. Инфаркт.

Мать слегла почти сразу после того, как отца увезла скорая помощь без сирены. Некая неназываемая болезнь приковала ее к постели. Готовясь надолго лечь в больницу, она предупреждает детей, чтобы мыли посуду и прибирали в доме, иначе их заберут в детдома (разные). Однако, до больницы дело так и не дошло: однажды утром дети обнаружили в постели хладный труп матери. Напуганные историями про детдома (других родственников у них нет), дети решают скрыть смерть матери, чтобы остаться вместе в родительском доме. Старшие относят труп в подвал, кладут в железный шкаф и заливают сверху бетоном, превратив его в подобие чернобыльского саркофага в миниатюре. Беда в том, что дети не слушали папу, пока он был жив, неправильно замесили раствор и забыли зажелезнить поверхность. Поэтому на саркофаге появляется трещина, которая с каждым днем становится все шире и глубже. От доступа воздуха мама, натурально, загнила, и от нее пошел дух

После смерти матери дети начинают катиться по наклонной плоскости: перестают мыть посуду и прибирать в доме, который наполняется жужжащими мухами; старшие брат и сестра предаются инцесту; младший брат все чаще высказывает желание быть девочкой, и сестры переодевают его в платье и блондинистый парик, превращая мальчика в подобие малолетней проститутки или финалистки одного из жутких американских конкурсов красоты для детей; одна лишь младшая сестра сохраняет подобие здравого смысла, если не считать того, что она целыми днями сидит возле саркофага матери и пишет ей письма. До этих детей нет никакого дела ни школе, в которую они бросили ходить, ни социальным работникам, ни соседям и друзьям, которых у них нет. Они полностью предоставлены сами себе и идут на поводу у своих инстинктов. Единственная книга в доме, которую медленно, едва ли не по складам читает старший – похождения некоего космического капитана – не способна посяеть ничего разумного и доброго в этих заблудших душах.

Неизвестно сколько это продолжалось бы, но у старшей сестры появляется хахаль лет тридцати на пижонской красной машине – единственный взрослый, который как-то контактирует с этими детьми. Не смотря на то, что его положение, как любовника несовершеннолетней Шарлотты, довольно шаткое, он всюду сует свой нос и стремится проникнуть в тайны этой странной семьи. Особенно его интересует отвратительный запах из подвала…

Очень сильный, талантливый, но тяжелый и страшный фильм, который я всячески рекомендую не только взрослым зрителям, но и подросткам. Дети и взрослые! Мойте посуду и делайте влажную уборку! В который раз напоминаю вам: бардак в доме = бардак в голове! Мойтесь и стирайте белье! Вовремя избавляйтесь от пищевых отходов! Соблюдайте правила личной гигиены, на это вам дадены мыло душистое и полотенце пушистое! Ежедневно обмывайте головку полового члена! Мойтесь, мойтесь и еще раз мойтесь!!!
_________________________
*Пока он не заговорил, я долго не мог понять, какого оно пола.
**Согласно последним выводам мочеполовой науки, вреден не онанизм per se, а его психологические последствия – чувство вины, стремление к изоляции и боязнь страшных последствий для здоровья, в живописании которых так усердствуют родители.

No comments:

Post a Comment