Saturday, October 17, 2009

О комедиях

Дорогие читатели моего уйутного дневничка в количестве трех человек! Как вы, вероятно, заметили, моя кинодиета в последнее время была слишком уж однобокой, и кое-кому из вас закралась мысль, что это может плохо сказаться на моем душевном здоровье. Подобная же мысль пришла в голову и мне, поэтому я и решил для разнообразия посмотреть несколько комедий, о коих ниже.


"Placard (Closet)" реж. Франсис Вебер
По утрам он пел в клозете
Зрителям старшего поколения нет нужды объяснять, кто такой Франсуа Пиньон. Пару слов для совремённой мОлодежи: это персонаж популярных французских комедий 70-80-х годов – маленький человек, неудачник, вечно попадающий в передряги, нелепые и смешные положения, но при этом всегда выходящий сухим из воды. Когда-то его блестяще играл Пьер Ришар, но он делал это слишком блестяще. Самый облик этого актера и его незаурядные внешние данные контрастировали с обликом заурядного неудачника. Особенно это заметно сейчас, когда на смену личностям приходят винтики корпоративной машины. Новое время потребовало нового Пиньона и в сравнительно новом (2000 г.) "Клозете" его сыграл Даниель Отей. Сыграл, на мой взгляд, вполне удачно.

Итак, Франсуа Пиньон – скромный бухгалтер на современной фабрике резиновых изделий. Да-да, тех самых, что еще в позапрошлом столетии изобрел франц. инж. Ж.-П. Гандон. Работает уже 20 лет, с женой развелся, платит алименты, сын-старшеклассник не желает его видеть даже в отведенное для этого время – все как полагается человеку его возраста и социального положения. Работой он вполне доволен: современный офис в стиле хайтек, симпатичные сотрудницы… Однако, начальство недовольно, и при первом же сокращении жертвой наметили Пиньона. Случайно об этом узнав, он принял единственно верное решение для человека его возраста и социального положения – выброситься с балкона*. Однако, в последний момент его отговорил сосед – бывший психолог на пенсии, который предложил нашему плачевному герою единственно правильное решение: "выйти из клозета" – открыто признать свою гейскую ориентацию. Это не только позволит ему сохранить рабочее место, но и откроет для него новые прежде невиданные перспективы. Причем для этого ему ничего не придется делать, сосед берет на себя труд сфабриковать компрометирующие фото Пиньона и анонимно отослать ему на работу. Для соседа это не только развлечение на старости лет и восстановление справедливости, но и маленькая личная месть системе: 20 лет назад его уволили за то же, за что сейчас Пиньона оставят на работе.

Сказано – сделано. Однако "извр превращение" Пиньона не только сохранило ему должность, но и возымело неожиданные последствия: поскольку сексуальные меньшинства потребляют солидную долю продукции компании, Пиньону пришлось добровольно-принудительно рекламировать оную продукцию на гей-параде; узнав об этом, его сын полностью переменил мнение об отце, стал считать его своим героем и образцом для подражания; коллеги подшутили над недалеким кадровиком Феликсом Сантини (виртуозный Жерар Депардье) – мужланом, спортсменом и гомофобом, что он – следующий кандидат на увольнение, если не начнет "хорошо" относиться к Пиньону. Феликс начинает, преодолевая отвращение, оказывать Пиньону знаки внимания, которые становятся все более искренними, и постепенно раскрывает свою тонкую и нежную натуру. Доходит до того, что он разводится с женой и дарит Пиньону розовый свитер, однако добиться взаимности бедняге так и не суждено… Наконец, непосредственная начальница нашего героя – главная бухгалтерша-красотка мадмуазель Бертран – не очень-то поверила в эту историю и решила собственноручно прощупать ориентацию своего подчиненного…


Очаровательный фильм старины Вебера, который с возрастом не утратил талантов комедиографа. Возможно, не такой яркий, как его ранние работы ("Игрушка", "Невезучие", "Папаши", "Беглецы"), но в нем присутствует та замечательная легкость (не путать с легковесностью), которая всегда отличала лучшие французские комедии, и которой зачастую так не хватает комедиям американским. Замечательные актерские работы Жерара Депардье, Даниеля Отея и Мишель Ларок, и, как всегда, прекрасная музыка Владимира Косма.

P.S. Для тех, кто в теме: в начале и конце фильма фотограф снимает на профессиональную и крутую в доцифровые времена камеру Fuji GX680 с форматом кадра 6х8 см. Видимо, его объектив оказался недостаточно широкоугольным, и Пиньон выпал из кадра – метафора неукорененности Пиньона в окружающей действительности и его чуждости на этом празднике жизни.

P.P.S. Несколько лет назад мне серьезно предлагали сделать то же самое: притвориться геем в целях перемены общественного мнения обо мне на более позитивное и достижение успеха в жизни. Однако я не смог пересилить себя. Так и сижу в клозете до сих пор…
____________________
*То же придется сделать и мне, если в ближайшие три месяца не найду себе какого-нибудь источника дохода.

No comments:

Post a Comment