Tuesday, October 6, 2009

Недавно у меня опять выдалась бессонная ночь. Гуманный имован кончился, остался лишь убойный амитриптилин, одна таблеточка которого вырубает на сутки. Я решил не сдаваться на милость химического Морфея и устроил себе небольшой киномарафон из трех фильмов: линчевского "Человека-слона", и двух новых фильмов категории Б – "Темной страны" и "Стонтон Хилла". Именно так, от лучшего к худшему.

Американская либеральная интеллигенция живет, под собою не чуя страны, как жила британская либеральная интеллигенция времен Г. Уэллса, когда под паркетным простором элоевских квартир в зловонных туннелях сновали морлоки в засаленных лохмотьях, которые в удушливых кочегарках и кузницах среди гор шлака ковали Меч Империи, после чего, налившись до бесчувствия кислым пивом и сивушным джином, мочились прямо на тротуар…

Поскольку в Америке много больше места, чем в Англии, разделение между элоями и морлоками идет не по вертикали, а по горизонтали. Морлоки живут вдали от больших городов, среди обманчивой красы североамериканской природы и называются реднеками. О, это страшные существа: они ездят на грохочущих, дымящих тракторах и ржавых пикапах; называют афроамериканцев неграми, а геев – пидарасами; жестоко убивают животных и пожирают их трупы, вместо того, чтобы покупать в супермаркетах гуманное мясо, синтезированное из освобожденной иракской нефти и расфасованное в полиэтилен. Презренное это племя все отступает все дальше вглубь континента, теснимое цивилизацией, а ведь еще в 1969 г. реднеков можно было встретить в каких-то 65 милях от Вашингтона, ДиСи!

Еще дальше, за плодородным поясом, оккупированным реднеками, лежат места и вовсе жуткие – великие американские пустыни и Долины Смерти, где творится невообразимое: духи убиенных индейских колдунов творят там свои заклятия, лас-вегасская мафия закапывает трупы тех несчастливцев, кому чересчур повезло за зеленым столом, а Гавернмент испытывает свои летающие тарелки и транклюкаторы с ядерной накачкой. Самые пространство и время там screwed up до такой степени, что нормальному городскому человеку соваться туда – верная смерть, а может, кое-что похуже. Особенно ночью, когда надвигающаяся из глубин пустыни тьма сжимает и перекрывает тонкие полоски шоссе, как воспаленная простата пережимает мочеиспускательный канал…

Столкновение этих двух миров всегда служило источником вдохновения для кинематографистов: то мир морлоков исторгнет из себя чудище, чей вид внушает содрогание, но скрывает за собою тонкую и ранимую душу, то элои, сделав шаг в сторону с проторенного пути, вдруг проваливаются в бездну ужаса. О "Человеке-слоне" нужно или писать большую рецензию или не писать вовсе, тем более, что этот шедевр Линча довольно известен, хотя и несколько заслонен его более поздними сюрреалистическими картинами. Поэтому напишу о других двух фильмах, которые могли бы пройти незамеченными для читателей моего скромного журнала.


"Dark Country (Темная страна)" реж. Томас Джейн

Скоропалительно жениться в Лас-Вегасе – дело опасное: кругом преступники, проститутки, шулера, аферистки и жулики всех мастей – но эти двое просто не могли устоять друг перед другом. Она молода и привлекательна, он средних лет и чертовски привлекателен, да еще на крутой антикварной машине – Dodge Seneca 61 года. Ехать вдвоем через пустыню – дело еще более опасное, все равно, что идти в разведку, едва зная друг друга. Ехать вдвоем через пустыню ночью, когда силы зла властвуют безраздельно – чистое безумие! Но, видимо, в антикварном "Додже" не работает кондиционер. Предупреждал ведь его таинственный незнакомец в мотеле – последнем пункте перед въездом в Пустыню Смерти – чтоб приглядывал за своей молодой женой, и не съезжал с 95-го шоссе! Но где там – ночью так легко сбиться с пути…

По началу, как обычно, ничто не предвещало – из раскаленной днем пустыни веяло жаром, как из духовки, и молодая тешила себя кусочком льда (эта сцена мне очень понравилась) , как вдруг посреди дороги обнаружилась страшная фигура – человек, попавший в аварию и настолько обезображенный "асфальтовой болезнью", что лица на нем в буквальном смысле нет – одно кровавое месиво. Новобрачные берут его к себе в машину, начинают лихорадочно соображать, как доехать до ближайшей больницы и, наконец, выясняют, что давно и безнадежно сбились с пути. Меж тем, окровавленный незнакомец, до того смирно лежавший на заднем сиденьи и издававший нечленораздельное бульканье, приходит в сознание и начинает вести себя все мнее адекватно и все более агрессивно, так что новобрачным уже в пору спасать не его жизнь, а свои собственные…

Фильм снят в своеобразной эстетике, близкой к "фильм нуар" с игрой теней и контрастов светлого и темного. Поначалу трудно понять, в какие годы происходит действие, пока в кадре не появляется мобильник с камерой. Оригинально решены сцены в авто – используется комбинированная съемка с зеленым экраном, причем это никак не замаскировано, и очень заметно, как в старых фильмах, с той лишь разницей, что пейзаж за окном нарисован не от руки, а на компьютере. Думаю, это было сделанно умышленно, в целях пущей стилизации под нуар. Сюжет интересен и сдобрен изрядной долей саспенса, однако, в конце, вместо ожидаемой развязки, происходит некий сюрреалистический поворот в духе Линча и его "Lost Highway". Сторонники строгого реализма будут разочарованы. "Темную страну" можно назвать, "Линч-лайт", или "Линч для бедных". Кстати, при всей своей недогадливости, я довольно быстро угадал, кто был этот окровавленный незнакомец…

Любителям мрачной эстетики, мистики и ужасов рекомендую.


"Staunton Hill" реж. Камерон Ромеро

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…
* * *
Мне приснился шум дождя и шаги твои в тумане...
* * *
Старый мясник на кровавой фанерке
Делает шилом аборт пионерке.
Для элоев из Голливуда реднеки всегда были затаенным источником кошмара, что и породило особый поджанр в жанре фильма ужасов: "Городские ребята ехали-ехали, да не туда заехали, а злые реднеки порубали их на мясо". В этом поджанре не придумано ничего нового со времен первой "Техасской резни…" – если видел один фильм, считай, что видел все. Когда я решился посмотреть "Staunton Hill", его рейтинг на IMDB составлял 2.8, что должно было означать просто запредельную плохость. Будь оно 3.8 или 4.8 я, конечно же, не стал бы беспокоиться, но тут решил бросить взгляд из чистого любопытства. И что же? Меня ожидал приятный сюрприз: фильм оказался очень красивым. В Северной Америке осень – самое прекрасное время года, и почти весь первый час, пока не началось мясо, представляет из себя замечательный видовой фильм. Хочу его на bluray, жаль, вряд ли выпустят. Не знаю, зачем им понадобилось уточнять, что это 1969 год – видимо, затем, чтобы показать красивый винтажный пикапчик, на котором перемещаются герои. Из городских ребят только одна девушка сошла бы за шестидесятницу – брюнетка с которой потом ска, остальные выглядят вполне по-современному. Пока они бродили по идиллической сельской местности средь кленов, одетых в багрец и золото, и ржавых деталей тракторов в густой траве; ночевали на сене в пустом коровнике под шум дождя, американские зрители, ерзавшие на своих усыпанных попкорном диванах в предвкушении мяса, выставляли свои низкие рейтинги.

Мясо оказалось вполне на уровне – реалистично и кишкомотательно. Художник, декоратор и мастера спецэффектов поработали на славу. Порадовала замечательная тётя Катя Лямкина в роли главной злодейки.

Какие у меня претензии? Во-первых, я с удовольствием дал бы по ушам композитору и звукорежиссеру за омерзительное "музыкальное" сопровождение и плохо записанные диалоги. Во-вторых, я с негодованием отвергаю идею, что слабоумный мясник и недоучка, выгнанный с первого курса мединститута, на грязной и антисанитарной ферме могут осуществлять забор органов для трансплантации. Не обязательно заканчивать some fancy-pants medical school, чтобы понять – этого не может быть, потому что не может быть никогда!

No comments:

Post a Comment