Friday, June 4, 2010

Ретроспектива Пола Шрейдера III.


"The Walker (Эскорт для дам)"
, 2007
I didn't know which way to turn…
Эта картина Пола Шрейдера и снятый почти за 30 лет до нее "Американский жиголо" представляют в некотором роде диптих: если gigolo Джулиан (Ричард Гир) был проститутом, то walker Кар (Вуди Харрельсон) – занимается эскортом в буквальном смысле слова. Его работа – сопровождать пожилых дам из высшего общества на культурные мероприятия, которые у их мужей нет охоты посещать, развлекать их светскими беседами и сплетнями. Его клиентура – сливки вашингтонского общества, жены политиков и крупных бизнесменов. Занятие это, судя по всему, неплохо оплачивается. Кроме того, Кар успешно подрабатывает в агентстве по недвижимости, используя ценную информацию, почерпнутую из светских сплетен. Секс с клиентками в его обязанности не входит – он открытый гей, и это устраивает всех. У него есть бойфренд – турецкий фотохудожник Эмек, создающий политически актуальные полотна а-ля Абу Грейб, и уютная холостяцкая квартира, воротясь в которую после ненапряжного нетрудового дня, он снимает свой щегольский парик, обнажая яйцевидную лысину, и предается светлой грусти под меланхоличные песни Брайана Ферри.

Кар (его полное имя Картер Пейдж Третий) живет в тени своих великих предков: отца-сенатора (Второго) и деда-плантатора (Первого). Он паршивая овца в знатной семье – не только по ориентации и роду занятий, но и потому, что не добился в жизни ничего "достойного" памяти отца и деда, с которыми он ведет нескончаемый посмертный спор.

Среди клиенток Кара есть одна, с которой его связывает нечто большее, чем профессиональные отношения – Линн Локнер (Кристин Скотт Томас). Когда-то в юности, еще не вполне определившись со своей ориентацией, он питал к ней чувства, со временем перешедшие в дружбу. На правах друга и конфидента, он возит Линн на встречи с ее любовником, неким биржевым дельцом, создавая ей алиби в глазах общества и мужа-сенатора. Одна из таких встреч завершается непредвиденно – Линн обнаруживает, что любовник мертв – зарезан, причем весьма красноречивым образом – ножом в пах (намек на преступление страсти). Оказаться замешанной в таком деле для нее смерти подобно – развод, крах мужниной карьеры… Как старый друг и истый южный джентльмен, Кар, натуральным образом, предлагает взять на себя "обнаружение" трупа и все тяготы общения с полицией. Однако, вот незадача: покойный был во-первых, замешан в политических махинациях на высшем уровне, а во-вторых когда-то нагрел на крупную сумму самого Кара, что делает последнего весьма удобным подозреваемым. За дело берется сам генеральный прокурор, для которого истинное удовольствие прищучить этого педика из знатной фамилии, но его главная цель – свалить сенатора Локнера. Кар оказывается перед нелегким выбором: дать показания против Линн и выйти чистым, сесть в тюрьму или попытаться найти убийцу самостоятельно. При этом опереться ему не на кого, перед ним захлопнулись все двери, один лишь Эмек настойчиво предлагает помощь, но Кар до последнего старается не впутывать его в это дело…

Нет, это не политический триллер с лихо закрученным сюжетом в духе "Трех дней Кондора". Сюжет развивается медленно и не очень изобретательно, герой отнюдь не превращается в супермена, швыряющего федеральных агентов, как котят, а развязка несколько разочаровывает – Deus ex machina, причем машина самая, что ни на есть, натуральная, на четырех колесах. "Эскорт" – это очерк вашингтонских нравов, мира крупного бизнеса и политики, сплетенных в единый клубок. Основное правило вашингтонской жизни: не стой между своим другом и расстрельной командой. Картер Пейдж Третий это правило нарушает самым вопиющим образом, к удивлению окружающих и даже той, ради которой он ставит себя под прицел. Неожиданно для всех и, в некотором роде, для самого себя, этот никчемный педик и лощеный паразит оказывается честнее и нравственно выше не только своего окружения, но и знатных предков, включая знаменитого отца, который вышел из Сената в 20 раз богаче, чем вошел в него.

"Эскорт" – это маленький, камерный фильм, и самое интересное в нем – диалоги и актерские работы. Кар – неожиданная роль для Вуди Харрельсона, которого зритель привык видеть в гораздо более жестких и жестоких ролях. Однако, этот образ он носит с такой же вальяжной непринужденностью и изяществом, как свои многочисленные костюмы, в которые переодевается по ходу действия. Особого упоминания заслуживает его манера говорить (можно оценить только в оригинале) – по-южному тягучая и вдобавок приправленная гейскими интонациями. Более прааааааативно говорил, пожалуй, только Сеймур Хоффман в роли Капоте. Поначалу от такой манеры речи свербит в мозгу, но свыкшись с нею, замечаешь, какой особый вкус она придает его застольным беседам. Словом, получилась очень яркая роль открывающая еще одну, неожиданную грань вудиного таланта.

И еще одно бросилось мне в глаза: как неприглядно показана Кристин Скотт Томас – прекрасная актриса и очень обаятельная, еще не старая женщина, звезда "Английского пациента". Беспощадный свет и самые невыигрышные ракурсы выявляют все ее морщины и нездоровый цвет лица, а в сцене свидания в аэропортовской гостинице она и вовсе похожа на оживший труп, как минимум, трехдневной давности. Я не верю в то, что это плохая работа гримеров и осветителей и режиссерский недосмотр. У Пола Шрейдера визуальная часть всегда безукоризнена. Таков авторский замысел: нам предлагают взглянуть на нее глазами Кара – человека, который ее когда-то любил, и теперь прекрасно видит ее старость и уродство, ее мелочность и эгоизм, но тем не менее, идет на жертвы ради нее, жертвы, которые она не поймет и не оценит, потому, что он не может иначе. Потому что должен доказать себе самому и своему отцу, который мертв уже 15 лет…

No comments:

Post a Comment