Monday, April 26, 2010

Batman bin Suparman

Честно признаться, я небольшой любитель боевиков. На то есть четыре причины – я не люблю:
1) пафоса
2) пренебрежения элементарной логикой
3) пренебрежения законами физики
4) когда все это вместе в одной картине.

Тем не менее, есть исключения из этого правила, которые мне нравятся, но они, как правило, не в мейнстриме, а несколько в стороне.

Так случилось, что недавно я пересмотрел подряд три фильма, которые с известными оговорками можно отнести к этому жанру.

"Sherlock Holmes" реж. Гай Ричи

Это первая фильма Гая Ричи, просмотренная мною целиком (когда-то пытался смотреть "Два ствола", но быстро бросил, запутавшись в бестолковом мельтешении очень разных, но почему-то абсолютно неотличимых персонажей). "Шерлок Холмс" смотрится легко, так как сюжетно представляет собой обычный мультик про злодеев и ученых-маньяков, снятый для младших школьников, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Сюжет вкратце таков: лорд Блэквуд – чернокнижник и член древнего ЖМ-ордена, тайно правящего Британией в течение столетий, приговорен к смерти за ритуальные убийства девушек и повешен. Смерть констатировал сам д-р Ватсон. Однако на третий день лорд воскрес из мертвых, смертию смерть поправ, выбрался из могилы, расколов массивные гранитные плиты, и приступил к исполнению коварного плана: сначала подчинить себе Орден, устранив вышестоящее начальство, затем с помощью Аццкой Машины уничтожить Парламент и стать единоличным правителем Британии, а затем вернуть отбившуюся от рук колонию Америку взад в лоно Британской Империи. Забегая вперед, отмечу: Шерлок Холмс и мистика есть вещи несовместные, это понятно даже Гаю Ричи, поэтому в конце проделкам лорда Блэквуда даются неестественно научные объяснения.

Разумеется, на пути его коварных планов встают неразлучные друзья: Шерлок Холмс, д-р Ватсон и подруга Холмса – международная авантюристка Ирен Адлер – этакая Мата Хари и Сонька Золотая Ручка в одном флаконе.

Как известно из первоисточников А. Конан Дойля, Шерлок Холмс очень уважал физкультуру и по обстоятельствам применял не только мозги, но также кулаки и прочие твердые части тела, поскольку имел дело не только с великосветскими преступниками, но и с подонками аглицкого общества, с которыми иначе нельзя. Однако в большинстве экранизаций эту сторону его деятельности как-то обходили стороной. В частности, близорукий пьющий интеллигент дядя Вася Ливанов замечательно демонстрировал дедуктивный метод, но при этом лишь раз разогнул кочергу и не очень убедительно помахался с проф. Мориарти над Райхенбахским водопадом.

Совсем не таков Шерлок Холмс в исполнении Роберта Дауни-младшего. Он не упускает случая подраться, причем не только для дела, но и чисто для удовольствия. Показано это весьма оригинально: сначала Холмс подробно рассказывает и в замедлосъемке демонстрирует, в какие точки будет наносить удары, какие травмы этим вызовет, и сколько времени потребуется для их излечения, а затем в быстром темпе показывается сокрушительный результат.

Помимо зубодробительной силы и молниеносной реакции, он наделен также суперчувствами: в его глаза встроен 20-кратный зум, позволяющий разглядеть сетчатку глаза на расстоянии в 18 футов, а своим сверхобонянием он способен с завязанными глазами проследить длинный извилистый путь по Лондону. Разумеется, при таких сверхспособностях нужда в дедуктивном методе возникает не слишком часто.

В отличие от первоисточника, в фильме Холмс имеет более выраженное мужское половое либидо, и не приходится больше гадать, то ли он гей, то ли асексуал. С Ирен Адлер его связывают далеко не платонические отношения. Хотя саму процедуру нам в духе викторианской скромности не показывают, ясно, что профессиональная деятельность наложила свой отпечаток – они там играют в BDSM-игры с наручниками.

Ватсон (Джуд Ло), который, как мы помним, вернулся из Афгана с раной, так хорошо поправил здоровье, что не отстает от Холмса – вдвоем эти ребята способны разнести вдребезги пол-Лондона. Кстати, сожительство с Холмсом благотворно сказалось на его интеллектуальных способностях – Ватсон настолько хорошо овладел дедуктивным методом, что ни разу за весь фильм не дал Холмсу повода употребить слово "элементарно".

При этом троица Холмс-Ватсон-Адлер обладают абсолютной неуязвимостью – буквально в огне не горят и в гов фекальных водах не тонут, в крайнем случае отделываются царапиной на щеке.

Стилистически и визуально "Шерлок Холмс" напоминает французский фильм примерно 10-летней давности "Vidocq (Видок)" с Жераром Депардье в заглавной роли. Очень стилизованная картинка, изобилие не слишком реалистичной, но красивой компьютерной графики (в Холмсе намного лучше, – 10 лет технического прогресса сказываются), гротескные персонажи, очень много экшена и даже похоже оформленные титры. При этом, если трюки и драки в исполнении пузатого Депардье выглядят комично, то Дауни вполне на уровне – физподготовка позволяет. Вот только к Шерлоку Холмсу, каким его сочинил сэр Конан Дойль, это не имеет никакого отношения…

Слева "Видок", справа "Шерлок Холмс"


…А жаль – у исполнителей главных ролей при другом сценаристе и режиссере получились бы отличные Холмс и Ватсон. Последний, в трактовке Джуда Ло, мне даже понравился – не восторженный дурачок, который заглядывает в рот великому сыщику, а полноправный друг и соратник, на которого вполне можно положиться. А вот Холмс… Роберт Дауни – талантливый актер с выразительным нервным лицом и магнетическим гамлетовским взглядом. К сожалению, здесь он вынужден все время играть на одной ноте – неопрятного психопата в подтяжках, который все ломает на своем пути. Если бы его роль была ближе к авторской трактовке Холмса, в которой отстраненная холодноватая задумчивость и приступы мизантропии чередовались со вспышками бешеной, сокрушительной энергии, это было бы гораздо интереснее. Словом, пустая трата двух талантов, которые способны на большее, нежели препирательства из-за того, кто чью жилетку надел.

Прочие исполнители гораздо менее примечательны. Злодейский лорд Блэквуд похож на переодетого гестаповца. Ирен Адлер и невесту Ватсона Мэри играют какие-то дворняжки, а на миссис Хадсон невозможно глядеть без содрогания – какая-то бордель-маман в жутких румянах. Фуй! Хорошо, что в фильме ее очень мало…

Я обычно воздерживаюсь от того, чтобы выставлять фильмам оценки, тем более по 10-балльной шкале, но в этот раз не удержусь и выставлю хотя бы по 5-балльной, чтобы как-то подытожить написанное выше.

Сценарий и постановка: 3 с минусом

Актерская игра: 4 (пятерка Дауни и Ло, трояк всем остальным).

Визуальная часть: 5 (Просто пиршество для глаз! Пятерку с плюсом, однако, не поставлю, отдельные моменты, вроде случайного спуска на воду танкера "Дербент" или недостроенного моста, смотрятся неестественно. Видно, что все рисованное, хотя и красиво.)

А вот за музыкальное сопровождение твёрдый кол! Основная тема "тын-тын-тырын" напоминает убыстренный траурный марш, годится разве что для озвучки "маски-шоу" и не выдерживает никакого сравнения с грандиозной музыкой Владимира Дашкевича, написанной для советского сериала.

2 comments:

  1. На фильму я так и не сходил, а вот сходство с Vidocq сразу распознал еще по рекламе.

    ReplyDelete
  2. Возьми напрокат или скачай – это не то зрелище, ради которого стоит выходить из дома :)

    ReplyDelete