Monday, April 26, 2010

Batman bin Suparman II

"Defendor (Защитнег)" реж. Питер Стеббингс

Необычный фильм. Начинается как пародия на бэтменско-суперменские боевики: скромный дорожный рабочий Артур (Вуди Харрельсон) по ночам преображается в грозного Defendora – защитнега обездоленных и грозу криминального мира. Он одет в чорное трико с серебристой буквой D на груди, сделанной из скотча, и чорный шлем с укрепленной на нем видеокамерой, подключенной к висящему за спиной видеомагнитофону устаревшего формата VHS – свои подвиги и преступления своих врагов он фиксирует для потомков. Его оружие – дедушкина дубинка времен первой мировой войны, стеклянные шарики и баночка с дрессированными осами, а бэтмобиль – старый дребезжащий грузовик с подъемной платформой.


При этом никакими сверхспособностями он не наделен и частенько бывает бит, в том числе и ногами, но с неизменным упорством возвращается на улицу и продолжает борьбу против мирового зла у себя на раёне*. Мировое зло поначалу олицетворяет коррумпированный коп (Элиас Котеас), который под видом борьбы с наркомафией под прикрытием, развлекается с девочками в машине. Отбив у него очередную жертву – несовершеннолетнюю проститутку Кэт, Дефендор приводит ее в свое обиталище (каморку над гаражом) для воспитательной работы. Проникшись сочувствием к странному инфантильному дядьке, девушка решает навеки поселиться у него, поскольку не горит желанием вернуться под отеческий кров. Именно Кэт навела его на настоящего главаря мирового зла, которого Дефендор тут же окрестил Captain Industry. На самом деле, это средней руки сербский криминальный авторитет, который промышляет торговлей оружием, наркотой и молдавскими девушками. По-видимому, девушек тоже везут контрабандой в контейнерах, как экзотических птиц. Дорогу переживают не все – вот ужас-то!

Поначалу и полиция и бандюки просто отмахиваются от Дефендора, как от назойливой мухи. Его арестовывают, но отпускают на поруки его бригадира и под наблюдение психиатра. Что, дескать, возьмешь с убогого, у которого IQ как комнатная температура – такого и судить-то неудобно. Однако в финале выясняется, что и те и другие сильно недооценивали нашего героя. Выясняется, увы, слишком поздно…

Комический заряд картины выдыхается примерно в первые полчаса, смотреть ее дальше все грустнее и грустнее. От мыслей о засилии привычного зла, на которое закрывают глаза и обыватели, пока это не касается лично их, и те, кто по долгу службы призваны с этим злом бороться, но сосуществуют с ним в симбиозе, устраивающем обе стороны, а единственный, кто восстает против него – это мальчик, начитавшийся комиксов, постаревший и полысевший, но так и не ставший взрослым. Печально еще и оттого, что амбициозный замысел Питера Стеббингса оказался ему не по зубам. "Defendor" – это попытка объять необъятное и соединить плохо соединимое – пародию на суперменский боевик, криминальный триллер и психодраму, предпринятая начинающим режиссером при скромном бюджете. В результате картина зависает где-то в мертвой зоне между жанрами, не относясь всерьез ни к одному из них. При таких условиях все зависело от исполнителя главной роли – получится ли смотрибельное кино или полный провал. Вуди Харрельсон с его резиновой мимикой и стальным взглядом, в котором застыло непробиваемое детское упрямство, подошел для этой роли, как никто другой. Его герой одновременно смешон, жалок и серьезен в своем саморазрушительном походе против окружающей действительности.

…Кстати, не смотря на то, что ее род занятий постоянно подчеркивается, Кэт не только не показывают голой, но даже ни разу не снимают с нее пальто. С такой трактовкой образа я категорически не согласен! Тем не менее, можно бросить взгляд из-за одного только Вуди.
____________________________
* Роль Готэм-Сити исполняет канацкий металлургический городок Гамильтон, снятый зимой – крайне удручающее место и время действия.

No comments:

Post a Comment